Тренер

Хлапонин Олег Александрович

родился 05.04.1973. в г. Кумертау, Башкирия

Занятия боксом начал в 1990 году, с тех пор с небольшими перерывами уделял внимание любимому занятию. Стаж тренерской работы – 7 лет.  Имею опыт работы с детьми, клиентами фитнес-клубов, спортсменами из клубов единоборств. Тренировался как по методикам подготовки советских боксеров, так и с профессиональными боксерами американской школы. Освоил и систематизировал методики обеих школ с учетом плюсов и минусов.

Двукратный победитель турниров любителей «Бои Фанатов бокса» (бои по профессиональным правилам).

Хорошо знаю историю бокса. Благодаря настоящим учителям осознал важность этики тренера в процессе передачи знания ученикам, суть понятия «школа».

Фото тренера

В своем подходе выделяю следующие моменты:

  1. обязательное осознание своей мотивации учащимся, помощь ему в этом
  2. учет психологического и физического состояния учащегося в тренировочном процессе
  3. безупречное освоение биомеханики движений и технической базы как основы всего искусства бокса
  4. плавное подведение к психологическим границам и постепенное их расширение, работа со страхом
  5. важность подробных объяснений при обучении, так как КПД человека понимающего, что он делает и зачем в разы выше.

Многолетнее увлечение дало понимание того, что бокс — это универсальный культурный феномен, который совершенствует человека по всем уровням — закаляет и повышает функциональные способности тела, способствует обретению жизненного равновесия и уверенности, помогает увидеть собственные границы и выйти за них.

Основные принципы работы:

Не навреди

Общаясь с коллегами, наблюдая их работу на соревнованиях, вижу очевидное падение качества преподавания. Причины этого предполагаю в современной моде на глянец. В Средние века существовал рыцарский девиз «Лучше быть, чем казаться». Сейчас актуален прямо противоположный тренд – все что угодно, лишь бы показаться. В нашей работе это ведет к отсутствию системного взвешенного подхода, так как на это требуется больше времени. Это означает, что рапортовать и отчитываться долго просто не о чем. Тяга незрелых тренеров с отсутствием школы ведет к желанию реализоваться за счет учеников. Что в свою очередь приводит к повышенному травматизму или элементарному отбиванию охоты к занятиям. Часто на соревнованиях вижу совсем не готовых бойцов, которых тренера в угоду своим интересам бросают «под молотки».

В своей работе стараюсь придерживаться взвешенного «плавного» подхода. Когда ученик в охотку и старательно занимается – всегда наступает момент, когда объем приобретенных им знаний сам требует экзамена – в виде боя или соревнований. Задача тренера – не сломать ученика чрезмерными нагрузками и испытаниями, но и дать ему навык преодоления себя через доступные духу и телу испытания.

Объясняй

Не являясь заслуженным спортсменом и титулованным тренером, выделю характерную черту моего подхода к обучению. Сам я посещал немало секций и видел много разных тренеров. В силу сложившихся традиций основной метод обучения у нас – «делай как я». Тебе показывают элемент, ты, повторяя его, шлифуешь до полного освоения. После этого переходишь к следующему. Если есть способности, то в какой-то момент наработанные навыки складываются в систему.

Важным отличием моего метода считаю подробные объяснения о смысле и значении каждого осваиваемого элемента. Коэффициент полезного действия у человека, понимающего, над чем он работает заметно выше. К тому же подробные объяснения дают общую картину осваиваемого искусства, что ведет к осознанному владению навыками и их применению. На уровне спорта получаются умные, думающие бойцы, на уровне занятий для себя владение навыками бокса становится полезным во всех смыслах инструментом.

Сделай процесс интересным

Считаю важнейшим фактором достижения результатов – интерес к самому процессу тренировок, удовольствие от них. Конечно, на уровне высшего спортивного мастерства тяжелый и часто монотонный труд не исключить, но там присутствует соответствующая мотивация.

На мои тренировки приходят люди разных возрастов и полов, с совершенно разной мотивацией. Сделать процесс обучения увлекательным и не рутинным для каждого – достаточно творческая задача, над которой я неустанно работаю.

Гибкость и адаптивность

От простого к сложному. Пошагово осваивая новый материал – получаешь следующий, более сложный. Каждый работает над тем, что актуально именно ему, при этом работая и в общей группе.

Подытоживая, хочется сказать о том, что рассматривая свою деятельность в более широком жизненном смысле, я считаю, что моя задача – это просвещение. Бокс – это культурный и социальный феномен, изучая который, человек может понять и раскрыть свой потенциал и свои познания о жизни и мире в котором он живет.